Восприятие пространств как форм
Восприятие пространств как форм
Восприятие негативных пространств - второй базовый компонент комплексного умения рисовать. Расширяя поле исследований в стадии Насыщения, вы присовокупите этот второй навык к первому, способности воспринимать края, которым вы пользовались при "перевернутом рисовании", "рисовании жеста" и "чистом контурном рисовании". В этих упражнениях вы наблюдали и изображали формы объектов и людей преимущественно через прорисовку краев. В упражнениях этой главы вы будете использовать края для изображения форм пространств. Вы помните, что в изобразительном искусстве край определяется как место соединения двух вещей, т. е. линия описывает общий край.
Воспринимая негативные пространства, вы будете переносить внимание с объектов и людей ("позитивных форм" по художественной терминологии) на края пространств между ними ("негативных форм" или "негативных пространств" по художественной терминологии). Заметьте, что слово "негативный" не несет здесь никакого негативного смысла; оно просто означает те участки, которые обычно не воспринимаются как узнаваемые и имеющие названия объекты - например, пространства между ступеньками приставной лестницы. При рисовании, как вы увидите, эти пространства приобретают большое значение.
Взгляд на негативное пространство проблемы:
"Это похоже на прекрасный пример из Шерлока Холмса, когда тот говорит:
- Вы заметили что-нибудь необычное в собачьем лае этой ночью?
И Ватсон отвечает
- Я вообще не слышал собачьего лая.
- Вот именно, - говорит Холмс, - значителен именно тот факт, что собака не лаяла".
Джонатан Миллер "Состояния разума", 1983