Рисование как параллельный язык
Рисование как параллельный язык
"Мне представляется, что из всех видов изобразительного искусства ближайшую к чистому мышлению позицию занимает рисование". Джон Эл-дерфилд, директор отдела рисунков Нью-йоркского музея современного искусства, в интервью Майклу Киммельману.
Пассажи из "Новых слов" Оруэллл (1940?) печатаются по изданию Избранные эссе, статьи и письма Джорджа Оруэлла*, том 2: *Моя страна, правая или левая*, 1968
Будучи преподавателем, я, конечно, должна пользоваться словами, чтобы учить студентов. Но как преподавательница рисования, я также пользуюсь другим языком, визуальным языком самого рисунка. Таким образом я решила подойти к проблеме обучения людей творческому процессу в контексте обеих форм языка.
Но только по чистой случайности я наткнулась на малоизвестное эссе Джорджа Оруэлла "Новые слова", написанное, вероятно, где-то в 1940 г. (точная дата, по-видимому, неизвестна). Хотя это эссе посвящено вербальному языку, оно связало воедино сведения, почерпнутые мною из дневников творческих личностей, мое представление о роли Л-режима и П-режима в стадиях творческого процесса и идею, которую я вынашивала примерно двадцать лет: что рисунки - линии на бумаге, создающие или не создающие узнаваемые образы, - можно читать подобно словам и что они раскрывают человеку, наносящему эти линии (как и зрителю), что происходит в его голове.
Это не новая и не оригинальная идея, но меня все более интриговала мысль о том, что рисунки тоже, по-видимому, обнажают, какой именно режим, левомозговой или правомозговой, доминировал в процессе рисования (эта идея была представлена в четвертой главе, когда обсуждался рисунок Мондриана Хризантема"). Кроме того, я проработала со своими студентами идею о том, что чистое рисование - то есть линии на бумаге, являющие собой чистое самовыражение, лишенное каких-либо реалистических или символических образов, - способно раскрывать мысли, о которых сам мыслитель может не догадываться.