Извлечем на поверхность визуальное мышление
Извлечем на поверхность визуальное мышление
В "Новых словах" Оруэлл использовал выражение "сделать мысль видимой", и это показалось мне той самой идеей, которую я искала, подсказкой, указывавшей на язык П-режима, язык, параллельный вербальному языку Л-режима, но совсем другой, могущий открыть доступ в таинственные стадии творческого процесса, где, как кажется, главенствует П-режим.
В своем эссе Оруэлл размышляет об ограниченной и ограничивающей способности слов описывать мысли - это звучит как эхо "маленькой беды" Гальтона (см. цитату на полях с. 57). Оруэлл говорит: "Всякий, кто думает вообще, заметил, что наш язык практически бесполезен для описания того, что происходит внутри мозга". В поисках выхода из этой проблемы Оруэлл сначала предложил изобрести новые слова, но скоро понял, что, если каждый будет придумывать новые слова для описания индивидуальных психических событий, воцарится хаос. Тогда он пришел к идее, что в качестве первого шага в изобретении слов, которые могли бы описывать ментальные состояния и события, следует "сделать мысль видимой".
"В самом деле, - пишет Оруэлл, - нужно придать словам физическое (может быть, видимое) существование. Просто толковать об определениях бесполезно; в этом легко убедиться, если попытаться определить одно из слов, используемых литературными критиками (напр., "сентиментальный", "вульгарный", "нездоровый"). Все они бессмысленны - или, вернее, имеют разный смысл для каждого, кто ими пользуется. Нужно лишь показать значение в какой-то не вызывающей разночтений форме, а затем, когда разные люди идентифицируют его в своем сознании и признают стоящим того, чтобы его как-то назвать, можно дать ему имя. Вопрос состоит лишь в отыскании способа придания мысли объективной формы существования".
Оруэлл далее размышляет о том, что средством передачи мыслительных процессов могло бы стать кино: "Если вдуматься, то в разуме не так уж много вещей, которые нельзя было бы как-то представить посредством удивительной силы кино. Миллионер с частным кинематографом, всем необходимым реквизитом и труппой умных актеров мог бы, если б пожелал, сделать известной практически всю свою внутреннюю жизнь. Он мог бы объяснить действительные причины своих поступков вместо того, чтобы произносить рассудочную ложь, указать на вещи, которые кажутся ему красивыми, патетическими, забавными и т. д., - вещи, которые обычный человек вынужден держать в себе, потому что нет слов, способных выразить их. Он мог бы сделать так, чтобы люди поняли его в целом... хотя придание мыслям видимой формы не всегда будет легким делом".
Оруэлл отмечает, что записывал эти мысли второпях, но приходит к выводу, что они имеют ценность: "Любопытно отметить, что если наши знания, сложность нашей жизни и, следовательно (думаю, это должно следовать), наш разум развиваются очень быстро, язык, главное средство общения, почти не меняется".
Поэта Говарда Немерова заинтересовала та идея, что мы могли бы чисто случайно иметь иной язык, совершенно отличный от вербального языка. Немеров отмечал, что французский писатель Марсель Пруст "прикасается к мысли, но почти сразу же отпускает ее".
Пруст писал: "И глядя на то, как некоторые существа являются последним живым свидетельством формы жизни, отвергнутой природой, я спрашиваю себя... что было бы, если бы не изобрели язык, не было формирования слов, анализа идей... Это похоже на возможность, которая закончилась ничем".
Г. Немеров "О поэзии, живописи и музыке", 1980
"Мы, всезнайки, не знаем сами себя - и на то есть причина Мы никогда не искали себя - как же в таком случае может случиться, что мы когда-либо найдем себя?"
Фридрих Ницше" О генеалогии морали ", 1887