Художник внутри вас

       

Использование трубки из бумаги для визирования двух объектов ближнего и дальнего



Рисунок 16.15. Использование трубки из бумаги для визирования двух объектов, ближнего и дальнего

Визирование является, по сути, "действенной стратегией", если воспользоваться термином Дэниела Деннета из цитаты, приведенной на полях. Но это и самый трудный из пяти базовых навыков рисования - его трудно объяснять из-за сложности процесса и невероятно трудно изучать, по крайней мере, поначалу. Визирование усложняется требованием оценки соотношений и пропорций, что представляется более "левозговым", нежели "правомозговым" процессом. Поэтому Л-режим будет труднее убедить выйти из игры. Но хотя пропорциональные соотношения, например, часто выражаются в "лево-мозговых" цифрах - скажем, 1 : 2 (одна часть этого к двум частям того), - они обрабатываются преимущественно в П-режиме, который как раз и специализируется на пространственных соотношениях. Кроме того, визирование соотношений углов и пропорций предполагает столкновение с глубокими парадоксами, а эта функция тоже более соответствует П-режиму, который вроде бы хорошо работает в условиях парадокса.

Однако как только вы овладеете этим навыком, визирование обеспечит вас быстродействующим, простым, элегантным методом подавления мозговых программ, заставляющим мозг вбирать в себя новую информацию и видеть то, что есть на самом деле. Давайте испытаем один из простейших приемов визирования.

Поиск ошибок восприятия с помощью подзорной трубы

В компании друзей или родных, в учебной аудитории или на оживленной улице попробуйте следующее. (Если вы сидите дома в одиночестве, можно использовать две чашки, два яблока или две лампы - два любых более или менее одинаковых предмета.)

1. Расставьте своих друзей или поместите два объекта как можно дальше друг от друга, один поблизости от себя, а другой в дальнем конце комнаты.

2. Сравните этих двух человек или эти два предмета. Спросите себя: "Они кажутся разными по размеру? Если да, то насколько?" Не проводя никаких измерений, мысленно оцените разницу через сопоставление.

3. Сверните в трубку лист бумаги (Рисунок 16.15), посмотрите через нее на ближний объект - голову человека, яблоко, чашку, лампу - и отрегулируйте диаметр трубки таким образом, чтобы объект точно укладывался в диаметр. (Трубка в данном случае служит глитчем.)

4. Не меняя размер трубки, переведите взгляд на дальний объект. Сравните размер дальнего объекта с размером ближнего, т. е. с диаметром трубки. Вы наверняка будете удивлены.



Содержание раздела