Художник внутри вас

       

Теперь начинайте рисовать



Теперь начинайте рисовать.

Закончив рисунок, рассмотрите его. Строго говоря, это не портрет; вы нарисовали свой инсайт - "взгляд внутрь" - человека, а не самого человека. Естественно, ваш инсайт и ваше восприятие могут отличаться от восприятия этого человека другими людьми или его собственного самовосприятия. Но это не имеет значения здесь. Целью этого рисунка было рисовать не то, что вы думаете, что знаете или что знает кто-то еше, но отыскать то восприятие в вашем уме, о котором вы не знаете на рациональном уровне сознания.

Теперь ваш рисунок можно "читать", отыскивая значение. Линии, которые вы нанесли, полны смысла для вас, потому что они обозначают идеи, уже существующие в вашем уме. Может быть, вы смогли бы закончить одну из следующих фраз?

"Я не понимал того, что..."

"Теперь я вижу, что..."

"Меня удивило то, что..."

"Я раньше по-настоящему не понимал, что..."

"Я застиг себя за тем, что рисую..."

Поскольку одним из требований творческого мышления является способность выводить инсайт на уровень рационального сознания, попытайтесь теперь изложить на словах то, что вы узнали - снабдить рисунок "ярлыком" и заключить неуловимое и хрупкое понимание в клетку слов. Я должна еще раз предупредить вас о том, что для того, чтобы иметь дело с инсайтом и увидеть то, что может показать вам рисунок, часто требуется большое мужество. С другой стороны, рисунок может показать вам некоторые приятные аспекты человека, которые могли оставаться вне вашего рационального сознания. Если вы поймали себя на том, что вы пожимаете плечами, глядя на рисунок, и говорите: "Мне это ничего не напоминает", я рекомендую вам либо посмотреть на него новым, свежим взглядом, либо попробовать нарисовать этого человека еще раз.

"Ярлык" для рисунка вы можете создать, записав свой инсайт (или инсайты) на бумаге или устно рассказав себе (или кому-то еще) про этот рисунок.

Портретные аналогии, выполненные студентами

Позвольте познакомить вас с некоторыми "портретными" рисунками, выполненными моими студентами, вкупе с их комментариями (Рисунок 8.2-8.7).

Я начну с того, что укажу вам на свежее, нестереотипное свойство этих рисунков - и, полагаю, вашего тоже. Как и в случае с предыдущими аналоговыми рисунками, как только требование производить на свет узнаваемые образы снимается, люди, не имеющие ни малейшей подготовки в изобразительном искусстве, создают изобретательные и экспрессивные рисунки. Кроме того, как и предыдущие аналоговые рисунки, эти портретные аналогии являются абсолютно уникальными, хотя зачастую содержат схожие структурные формы, составляющие часть визуального языка, который передает смысл зрителю.

А теперь портреты.



Содержание раздела