Художник внутри вас

       

Я буду вести вас



Рисунок 18.19

Я буду вести вас через всю процедуру, но рекомендую предварительно прочитать все нижеследующие инструкции, прежде чем начнете рисовать.
1. Нарисуйте край формата на листе писчей бумаги (или рисовальной, если у вас такая есть), увеличив вдвое ширину и длину фотографии.
2. Выполнив те же действия, что и при рисовании портрета Штейхена, нанесите на бумагу графитовый фон, но на этот раз более светлый.
3. Легким нажимом карандаша обведите негативные пространства по левую сторону от волос, щеки, подбородка и плеча. Затем нарисуйте тонкую линию (называемую "центральной осью"), которая проходит через переносицу и середину рта. Как вы видите на Рисунок 18.19, центральная ось в данном случае наклонена (относительно края бумаги, задающего вертикаль). Затем нарисуйте тонкую линию, обозначающую уровень глаз (называемую "линией уровня глаз"). Эта линия пересекает центральную ось. Заметьте, где эти две важные линии пересекают края формата.
4. Не рисуйте глаза, нос, рот и ухо. Эти черты лица постепенно проявятся сами из светотени.
5. Располагайте центральную ось и линию уровня глаз предельно аккуратно и обязательно отметьте соотношение между нижней половиной головы модели (от уровня глаз до подбородка) и верхней (от уровня глаз до верхнего края волос). Это соотношение является важной константой и составляет 1:1. Это означает, что у любого человека расстояние между линией уровня глаз и нижней точкой подбородка, измеренное вдоль центральной оси, в точности совпадает с расстоянием между линией уровня глаз и макушкой головы. Эта константа применима к голове любого человека почти без вариаций. А поскольку в вашем случае вы смотрите на модель под небольшим углом сверху вниз, соотношение составляет 1: V/ (Рисунок 18.20). Иначе говоря, под таким углом зрения черты лица занимают менее половины всей формы головы.
Я должна подчеркнуть это последнее указание, потому что самой распространенной ошибкой, совершаемой новичками в рисовании портретов, является слишком высокое расположение уровня глаз. Эта ошибка восприятия вызывается, полагаю, тем, что мозг основное внимание уделяет чертам лица и потому видит их большими, чем они есть на самом деле.
Пример увеличения черт лица (вероятно, допущенного художником умышленно, чтобы подчеркнуть их) показан на Рисунок 18.22. Такое же увеличение проявляется на студенческом рисунке (Рисунок 18.21) и на лице, изображенном на "туринской плащанице" и приписываемом Иисусу, что, на мой взгляд, по крайней мере, бросает тень со-

Содержание раздела