Художник внутри вас

       

Мыслится



Мыслится

Сколь бы продолжительной ни была стадия Вынашивания, она начинается, когда для мозга наступает время "подумать в сторонке", когда вы должны запрограммировать свой мозг на проработку проблемы и отыскание решения.

Я не случайно сформулировала последнюю фразу именно так, хотя можно было выразиться и попроще: пора вам "подумать в сторонке" и вам заняться проработкой проблемы. Но я предполагаю, что предложение в такой форме, в какой оно записано, точнее описывает суть вопроса, что в период Вынашивания мозг мыслит сам по себе, совершенно отличным от обычных процессов познания образом. Дневниковые записи творческих личностей разъясняют этот момент: Вынашивание происходит в то самое время, когда сам человек занят чем-то другим.

Споры относительно дихотомии мозг/разум и о том, кто "мыслит", мозг или человек, не стихают. Но как подчеркивает в цитате на полях анатом Дж. 3. Янг, при нынешнем уровне понимания строения и работы мозга эти споры могут быть чисто семантическими. Поэтому, следуя примеру творческих мыслителей, о которых упоминает в цитате на полях историк Давид Люфт, я предпочитаю формулировку "мыслится".

Эта формулировка "мыслится" имеет несколько иной оттенок по сравнению с более привычным представлением о том, что некое неизвестное что-то, происходящее в подсознании, со временем производит на свет желанное Озарение - "Ага!" Я намекаю на то, что мозг, сосредоточенный на проблеме и насыщенный информацией, связанной с языком, но выстроенной в форме зрительных образов (типа аналоговых рисунков), достигает некоторой точки, где сложность и плотность информации становятся слишком большими, чтобы ими можно было управлять более привычными способами. Вы, возможно, ощутили достижение этой критической точки в творческом процессе и сопровождающее ее беспокойство, когда в конце предыдущей главы я предложила вам рассмотреть "проблему целиком".

отвечают сознательные процессы, мы можем ошибаться в этом; реальной работой мозга может быть то, что безмолвно происходит за кадром". Дим Вулдридж "Механика мозга*, 1963

"Один близкий друг Эйнштейна сказал мне, что многие из великих идей физика приходили к нему, когда он брился, и настолько внезапно, что ему приходилось действоват и бритвой каждое утро с предельной осторожностью, чтобы не порезаться от неожиданности". Джулиан Джейнс "Истоки сознания в анализе двухкамерного разума", 1976

"Мыслит ли мозг? Некоторые люди сказали бы, что речь идет о путанице в понятиях: "Мыслит человек", - сказали бы они, а человек - не мозг. Мне следовало бы согласиться с этими критиками, но только отчасти и большей частью из-за нашего невежества в отношении мозга.

В настоящее время слово "мозг" означает что-то. лишь ненамного большее, чем масса белого вещества с извилинами. Можно ли изменить такое положение и придать слову "мозг" столь полное значение, что уже не будет семантической ошибкой говорить, что мозг мыслит?" Дж. 3. Янг "Программы мозга", 1978

Историк Давид Люфт в своей биографической книге "Роберт Музиль и кризис европейской культуры, 1880-1942 гг." пишет: "Роберт Музиль поддержал Лихтенберга, Ницше и Маха в своей предрасположенности к формулировке "мыслится" вместо формулы "я мыслю", общепринятой в западном мышлении со времен Декарта".

Австрийский писатель Роберт Музиль говорил:

"Мысль - это не нечто, наблюдающее за внутренним процессом, - это, скорее, и есть сам этот внутренний процесс.

Мы не размышляем над чем-то, - скорее, что-то мыслится в нас.

Мысль не заключается в том факте, что мы отчетливо видим что-то, происходящее в нас - скорее, в том, что некоторое внутреннее развитие выходит в эту ярко освещенную область".

Роберт Музиль, 1905. Цитируется его биографом Давидом Люфтом, 1980

Жак Адамар утверждал, что открытие есть выбор - выбор из доступной информации - и что

"этот выбор безоговорочно подчиняется чувству научной красоты". Потом он задал себе вопрос: "В какой области разума происходит этот процесс выбора? Ясно, что не в сознании". Адамар согласился с великим математиком Анри Пуанкаре, который пришел к выводу, что "бессознательному принадлежит не только сложная задача построения массы различных комбинаций идей, но также более деликатная и важная задача выбора тех комбинаций, которые удовлетворяют нашему чувству красоты и потому наверняка окажутся полезными". Адамар "Психология открытий в области математики", 1945

Эта точка, я полагаю, каким-то образом "распознается" и дает о себе знать на сознательном уровне (в Л-режиме). Охваченный тревогой, человек пытается найти выход из возникшей дилеммы: "Что мне делать} Отказаться? Отойти ото всей этой работы? Что-то же нужно с этим делать!" Наконец, усталый и возможно даже отчаявшийся, сознательный режим фактически говорит: "Хватит. Сам ищи ответ". Это намеренное "перепоручение" проблемы, я полагаю, выводит ее из-под контроля сознания, тем самым позволяя П-режиму, который способен справляться с задачами неимоверной сложности, "подумать в сторонке". Выполняя свои пространственные манипуляции со сложными структурами, П-режим "рассматривает" плотно упакованную информацию одновременно и комплексно, отыскивая соответствия, отыскивая смысл, пока все части не "лягут на свое место" и не станет "виден", наконец, ключ к структурному единству данных - организующий принцип.

Таким образом, я прихожу к выводу, что Вынашивание - это преимущественно манипуляция визуально структурированными вербальными и визуальными данными, осуществляемая большей частью в П-режиме, вне рационального сознания, до того момента, когда мозг пересылает образное "Ага!" обратно в более сознательные вербальные процессы. При этом перепоручении Озарение приобретает форму, доступную для восприятия в Л-режиме. Это может быть некий образ или сновидение, которому можно дать словесное название, словесное утверждение, принципиальная схема, математическая формула, изобретение, стратегия развития бизнеса или музыкальная тема, готовая для нотации в Л-режиме. Короче говоря, решение проблемы.

Мозг может даже чувствовать "приближение" решения. Есть свидетельства того, что в разные периоды решения проблемы изменяется частота пульса, причем сердце начинает биться быстрее с приближением решения. Моррис Стейн, психолог и профессор Нью-йоркского университета называет это "физиологическим осознанием" и говорит, что оно возникает, даже когда люди еще не знают, что решение проблемы найдено.



Содержание раздела